Страницы

Friday, 25 November 2016

О навыке учителя кратко и понятно объяснять задачи урока.


Традиционно считается, что учителю следует адаптировать свою речь к уровню владения языком учеников. Иными словами, рекомендуется использовать слова и грамматические конструкции, которые уже знакомы студентам. В первую очередь это поможет студентам лучше понимать и усваивать новый материал, а учителю – сэкономить время на его объяснении.
Если вы хотите приспособить свою речь под уровень знаний учеников вашего класса, можно использовать лексику из вашего учебника или других ресурсов, которые предусмотрены учебным планом. Также вам помогут собственные наблюдения на уроках – вы наверняка знаете, как преподнести материал учащимся, чтобы они его поняли, и при этом каким речевым оборотам отдавать предпочтение, а каких лучше избегать. Но, как показывает практика, не всегда удается учесть уровень языка студентов и предугадать, что они поймут на слух, а что нет. Не всегда получается контролировать свою речь, когда мозг пытается сконцентрироваться на нескольких задачах одновременно (объяснение материала, контроль дисциплины и т.п.).


Рассмотрим пример, когда вы произносите на уроке фразу: «Pass your book to the person on your right». Среди учащихся начального уровня будем наблюдать такую картину:
  • кто-то поймет фразу;
  • кто-то узнает слово «pass», но застопорится, пытаясь вспомнить его значение, и не уловит смысл всей фразы;
  • кто-то будет делить фразу на слова и пытаться перевести их отдельно.
Тем не менее, умение понятно и сжато объяснять – очень нужны навык, особенно если вы не хотите по несколько раз повторять одно и то же, а нацелены на то, чтобы ученики схватывали материал с первого раза. 
Вот несколько советов о том, как этому научиться:
  1. Во время планирования занятия стоит записать правила и их объяснение. Когда вы это сделаете, убедитесь, что они изложены максимально коротко, просто и понятно. Потом потренируйтесь произносить их четко и спокойно.
  2. Запишите на диктофон отрывок урока, когда вы объясняете материал. Послушайте его и выясните, какие моменты детям были непонятны или понятны не сразу. Постарайтесь ответить, почему так вышло. Вероятно, вы употребили фразу, которую дети не знают, или говорили слишком быстро или неразборчиво. Может, объяснение было довольно легким в плане грамматики и лексики, но слишком длинным. В любом случае, запись вашей речи поможет понять ваши ошибки и исправить их.
В то же время, не стоит ограничивать себя в использовании определенных слов и выражений постоянно. Учитель – основной носитель языка для студентов, и непосредственно из его уст они слышат что-то новое и могут это усвоить, потренироваться понимать на слух и увидеть, каков настоящий язык.

В начальных классах вы можете засомневаться, стоит ли спрашивать учеников «Have you finished?», поскольку они еще не выучили Present Perfect. Но если они знают слово «finish», то они легко поймут вопрос в конце выполнения задания в группах, причем при произнесении фразы акцент делается именно на «finish». Можно пройтись по классу и спросить у каждой группы этот вопрос, добавляя при этом «Have you finished? Good. What about you? You’ve finished, they’ve finished». Пусть ученики ответят вам, а вы исправите их, если будут ошибки: «We've finished». «We’re ready». При необходимости можете перевести свой вопрос на родной язык учащихся.

Чтобы дети понимали, о чем вы говорите, можно не только переводить фразы, но и продемонстрировать их, если возможно. Когда вы первый раз просите класс встать, скажите «Stand up» и встаньте с детьми. Во второй раз оставайтесь сидеть и посмотрите, поняли ли дети, что им нужно сделать.

При подготовке к занятию важно ответить не на вопрос «Знакомо ли это учащимся?», а «Как мне доступно им это объяснить?».
Ничего страшного, если время от времени ученики будут слышать фразы «выше своего уровня». Это поможет им лучше овладеть языком. Более того, для учащихся, уровень которых выше, можете рассказывать на уроках забавные истории, где им будет встречаться незнакомая лексика. Ваша задача – акцентировать внимание на ключевых словах и попытаться их объяснить, используя предметы под рукой или рисуя на доске. Это весьма полезное занятие, потому что:

  1. Учащиеся тренируются слушать более широкий объем речевых конструкций.
  2. Вы можете попросить учеников задавать вопросы типа «So did you cross the bridge or not?», «What did you say about... I didn’t catch it» и стать «соучастниками» ситуации.
  3. Вы можете повторять фразы, которые ученики должны запомнить, несколько раз в диалогах, акцентируя на них особое внимание.
  4. Можно включать в историю фразы, необязательные для понимания, и произносить их быстрее и менее отчетливо, чем ключевые. Таким образом, ученики потренируются воспринимать живую речь на слух и будут чувствовать себя увереннее, говоря на иностранном языке вне занятий.
Иными словами, не строго адаптируя свою речь для понимания учениками, вы готовите их к тем трудностям восприятия английского языка, которые могут возникнуть вне классной работы. Тем не менее, кратко и неутомительно объяснить новый материал - это умение, которое ускорит процесс освоения языка. 

Какие выражения или действия используете вы, чтобы объяснить новую грамматику детям, например, младших и средних классов?


Via
Photo

No comments:

Post a Comment