Wednesday 10 August 2016

Дислексия: причины, особенности. Как справиться?

Обучение ребенка индивидуально подразумевает, что мы не только уделяем час своего времени и сил, а учитываем его способности, составляем отдельную программу и темп ее выполнения.
Изучая иностранный язык, наш мозг работает с удвоенным усилием. Мы по-разному воспринимаем информацию, поэтому и делимся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. К большому сожалению, общая школа не учитывает особенностей каждого ученика, в частности по усвоению иностранных языков, да и статистики, в частности, в украинских школах по дислексии, лично я не встречала нигде. Возможно, она существует, делитесь мнениями в комментариях. Данный пост в помощь учителям, которые сталкиваются в своей педагогической практике с таким явлением как дислексия у учащихся в частном или общем порядке.
 
Согласно исследованиям Джудит Кормос, профессора прикладной лингвистики Университета Ланкастер, Великобритания, дислексия встречается у каждого десятого человека независимо от его социоэкономического статуса или географического положения. Это означает, что в коллективе из 20 учащихся есть вероятность, что минимум 2 страдают дислексией или сопровождающими осложнениями. Цифра серьезная, и потому для преподавателей возникает необходимость не только быть осведомленными о проблеме, но и знать, как с ней справляться. 
 
Представьте только, что для людей, страдающих дислексией, обучаться чтению, например, - это все равно что участвовать в забеге с невидимыми препятствиями. Они падают всякий раз, когда сталкиваются с подобными барьерами, тогда как остальные успешно проходят испытание. Поскольку препятствия невидимы, причина падений неясна. Таким образом, у дислексиков есть возможность справиться с такими трудностями только в случае, если кто-то заметит эти препятствия и научит перепрыгивать через них.
 
Итак, дислексия прежде всего ассоциируется с проблемами при чтении. Большинство определений сводятся к тому, что это некие трудности с точным распознаванием слов. Но дислексия влияет не только на чтение, но и произнесение информации и ее понимание, многие другие аспекты языка, а следовательно, на успеваемость студентов и их успех в различных сферах жизни.
 
Что касается причин дислексии, то многие исследования в этой области сходятся на мысли, что это связано с нейробиологическими особенностями, часто передается по наследству. Стоит ли в таком случае говорить о целесообразности обучения языку дислексиков? Безусловно, дислексиков можно и нужно обучать, но игра будет стоить свеч только в случае грамотной программы с расчетом максимального устранения трудностей.

Какие же особенности, трудности в работе с дислексиками?
 
1. Память у людей, страдающих дислексией, развита слабее. Им тяжело удерживать в голове информацию, особенно при изучении новых слов.

2. Управление несколькими процессами одновременно вызывает трудности. Например, составить предложение из слов, обращая внимание на грамматику, пунктуацию или же произношение.

3. Проблемы фонетического характера означают, что ученику трудно находить различия между звуками (короткими и длинными), распознавать скопления звуков (дифтонги).

4. Во время чтения возникает путаница букв, неправильное произнесение слов, медленная скорость чтения, непонимание смысла прочитанного (как при чтении вслух, так и про себя).

5. Трудности с орфографией, особенно при изучении английского языка, поскольку в нем один и тот же звук может передаваться разными буквами или их комбинациями.

6. Сложности в устной речи (умение подобрать нужные слова, правильно их произнести, грамотно построить предложение с точки зрения грамматики)

7. Более длительный процесс усвоения нового материала. Сюда же можно отнести проблемы с концентрацией на долгое время, расшифровка, понимание и применение полученной информации.

Основная задача преподавателя сводится к тому, чтобы выбрать наиболее подходящую методику в обучении языку, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Ведь, у каждого они проявляются по-своему, в той или иной степени, а также необязательно наличие всех трудностей, упомянутых выше. Поэтому важно экспериментировать с подходами в обучении, остановиться на наиболее оптимальных, не прекращая вносить коррективы в учебный план. Только так можно добиться успеха.

Какие пути решенияя перечисленных вопросов? 

1. Дислексикам необходимо больше практиковать использование выученных слов, чем обычным ученикам, пробовать различные техники повторения изученного материала. Можно использовать яркие карточки со словами, глоссарии и прочие материалы.

2. При построении предложений главное – постепенный переход от простейших к более сложным. Не стоит усложнять задачу и переходить на новый уровень сложности, пока не будет закреплен эффект.

3. Преподаватель выступает в роли главного помощника в обучении фонетике, важно, чтобы ученик воспроизводил после него звуки правильно. В данной ситуации заниматься было бы эффективнее в школе, где говорят на языке, которому обучается дислексик. Так у человека появляется возможность "погрузиться" в среду и быстрее овладеть необходимыми знаниями. 

4. Упражняясь в чтении, дислексикам важно подбирать несложные тексты или разбивать их на более короткие отрывки, по очереди читая каждый из них, выполняя упражнения после текстов (ответы на вопросы по смыслу и содержанию).

5. Изучая орфографию иностранного языка, следует обратить внимание на возможные сходства в ней с родным языком ученика, проводить параллели, искать различия.

6. Касательно трудностей общего характера преподавателю необходимо быть готовым к тому, что на многих моментах придется долго останавливаться, многократно повторять уже пройденный материал, по необходимости видоизменять уже существующие заготовки.

Можно использовать методику Multisensory Structured Language (MSL). Грамматике, синтаксису и фонетике можно обучать, используя специальную программу, которая ориентирована одновременно на слушание, говорение и письмо.
 
В заключение перечислю некоторые рекомендации:

1. Уделите внимание метакогнитивному подходу, что означает понимание структуры языка и того, как он функционирует.

2. Слова легче учить, проводя аналогии между ними, выбирая ключевые признаки, от которых можно отталкиваться. Например, рифма (англ.: bright, might, light, night).

3. Попробуйте мнемонику - работа с ассоциациями.

4. Используйте интересные дополнительные материалы и источники (карточки, игры, приложения, компактные сканеры-переводчики).

Преподавателю важно не только найти нужный подход в обучении, но и быть хорошим психологом. Важно понимать, что люди с дислексией приходят в уныние, осознавая, что их сверстники здорово опережают их в овладении языком, и могут быстро потерять мотивацию. Радуйтесь маленьким победам своих подопечных на языковом поприще, ставьте достижимые цели, поддерживайте интерес к языку, экспериментируя с методиками обучения. Нужно вовремя замечать проблемы и уметь быстро подбирать альтернативные варианты изложения материала. И не забывать о разнообразии, тогда процесс овладения языком будет не только эффективным, но и интересным.
 
Больше узнать о дислексии и методиках обучения английского языка можно из этих источников:
1. Frith, U. (1999). Paradoxes in the definition of dyslexia. Dyslexia.

2. Shaywitz, S. (2003). Overcoming Dyslexia: A New and Complete Science-based Program forReading Problems at any Level. New York: Alfred Knopf. 
 
3. Ackerman, P. T. & Dykman, R. A. (1996) The speed factor and learning disabilities: The toll of slowness in adolescents. Dyslexia: An International Journal of Research and Practice.
 
4. Crombie, M. A. (1995) ‘The effects of specific learning difficulties (dyslexia) on the learningof a foreign language in school’. Dyslexia: An International Journal of Research and Practice.
 
5. Schneider, E. and Crombie, M. (2003) Dyslexia and Foreign Language Learning, London:David Fulton Publisher.
 
 
По материалам: British Council.

No comments: