В даном посте хочу поделиться приемом по обучению активной лексики для начинающего уровня. Уже всем известен тот факт, что лучше lexical approach реализуется через запоминание готовых chunks. Тем не менее, в некоторых учебниках словарь подается в формате тематических блоков (doctor, teacher, lawyer – jobs; red, blue, green – colours), что согласно исследованиям в 1990-х подтверждает свою неэффективность.
Минусы тематических блоков
В 1993г. Томас Тинкем провел эксперимент, в котором участвовало 2 группы людей. Первой были предложены списки слов одной семантической категории, а второй – списки слов, не связанных между собой. Далее необходимо было выучить эти слова. В результате победила вторая группа, намного лучше справившаяся с заданием. Спустя пару лет, Роб Уоринг повторно провёл эксперимент, и его результаты подтвердились. В 2008 году очередной эксперимент показал, что тематическими блоками слова запоминаются хуже.
Всё дело в том, что учащиеся путают сходные слова, если учат их одновременно. Наверняка многим учителям знакома картина, когда студенты помнят выученные слова (или даже их формы, как они пишутся или произносятся) и их значения, но не умеют правильно употреблять их в определённом контексте.
Более того, распределение слов на группы не служит студентам подсказкой о том, как эти слова можно использовать. Это касается, например, лексических парадигм (объединений слов по общему семантическому признаку) – синонимов и антонимов.
Всё дело в том, что учащиеся путают сходные слова, если учат их одновременно. Наверняка многим учителям знакома картина, когда студенты помнят выученные слова (или даже их формы, как они пишутся или произносятся) и их значения, но не умеют правильно употреблять их в определённом контексте.
Более того, распределение слов на группы не служит студентам подсказкой о том, как эти слова можно использовать. Это касается, например, лексических парадигм (объединений слов по общему семантическому признаку) – синонимов и антонимов.
Популярные семантические группы слов в учебниках
Transport
bus
bike
taxi
train
plane
van
|
Colours
red
blue
yellow
green
black
white
|
Clothes
shirt
skirt
scarf
trousers/pants
hat
|
Animals
cat
dog
lion
bear
elephant
|
Classroom objects
pen
pencil
ruler
eraser
|
Food
pizza
pasta
hamburger
ice-cream
|
Альтернативные варианты
Слова лучше запоминаются в определенных фразах или предложениях, в которых они наиболее часто встречаются.
Цвета
Оптимально выучить за один раз 3 цвета вместе с существительными:
· blue sky
· red dress or flower
· black coffee
А на следующем занятии еще 3:
· green grass
· yellow sand
· white snow
Возможно, для учеников жарких стран вариант white snow не актуален, поэтому его можно заменить на white clouds. White clouds можно смело сочетать с blue sky- чем не наглядный пример? А сочетания red dress и green grass также могут послужить примерами аллитерации и мнемоническими приёмами.
Животные
Цвета можно смело учить вместе с животными. Опять же, лучше на занятии ознакомиться с 3-4 новыми словами.
Brown Bear, Red Bird, Yellow Duck и потом добавить:
Blue Horse, Green Frog, Purple Cat, White Dog, Black Sheep.
Одежда
На уроке можно описать одежду товарища, учителя или же свою. Выходит такая формула:
STUDENT NAME is wearing
|
a shirt
a skirt
a hat
|
Предметы в классной комнате
К этой группе можно подключить цвета или же потренироваться на диалогах по образцу:
Have you got a(n) … / Do you have a(n) … ?
Can I use your …?
Can I borrow your …?
Транспорт
Можно составить предложения такого типа:
I always take the bus to school / I go to school by bus
Используйте выражения:
get on/off the bus/train/plane
drive a car/van
ride a bike
drive a car/van
ride a bike
Еда
В этой группе слов часто встречаются когнаты (однокоренные слова, имеющие общее происхождение и похожее звучание в двух и более самостоятельных языках), например, «пицца» или «гамбургер». В таблице представлены варианты использования слов:
I eat
I have
I like
|
eggs
pasta
vegetables
|
for
|
breakfast
lunch
dinner
supper
|
Можно учить названия блюд параллельно со странами, откуда они пришли. Тогда получится нечто подобное:
Tea from China
Pizza from Italy
Wine from France
Football from Brazil
Cars from Germany
Kangaroos from Australia
Kangaroos from Australia
Кстати, подобный подход можно использовать со студентами любого уровня сложности.
Какие у вас работающие приемы для запоминания лексико-грамматических выражений?
Какие у вас работающие приемы для запоминания лексико-грамматических выражений?
Photo
No comments:
Post a Comment