Monday 27 February 2017

Что происходит с мозгом, когда вы учите иностранный язык.

Оказывается, обучение языку влияет на размер головного мозга – он увеличивается. К такому выводу пришли шведские исследователи, изучив снимки томографии головного мозга. Что еще происходит, когда мы слышим, понимаем и говорим на иностранном языке?
В Швеции был проведён эксперимент с использованием компьютерной томографии. В нем участвовали молодые призывники с талантом к языкам. Они интенсивно изучали арабский, русский или язык дари, в то время как другая группа студентов медицинского отделения тоже усердно занималась, но не языками. Результаты эксперимента показали, что у первой группы увеличились в размере некоторые участки головного мозга, а у второй остались без изменений. Любопытно и то, что участники, у которых увеличился гиппокамп (область головного мозга, отвечающая за память), проявили больше способностей к языкам, чем те, у кого наблюдались изменения в двигательной зоне коры головного мозга.
Изменения в участках головного мозга соответствовали склонностям студентов. Хотя на основе этого исследования пока нельзя сделать каких-либо окончательных выводов о работе мозга, всё же есть основания говорить о положительных результатах.
С помощью снимков томографии также можно узнать, какие участки мозга активны во время какой-либо умственной деятельности. Например, становится понятно, почему носители японского языка не могут различить английские звуки «r» и «l» (соответственно, они не улавливают разницы в словах типа river и liver). Когда японец слышит подобную пару слов, у него активный один участок головного мозга. А у англичанина активны два участка для каждого звука отдельно. Оказывается, чтобы японцу научиться слышать разницу в звуках и уметь их произносить, должны произойти определенные изменения в системе головного мозга. Как этого достичь?
Существуют специальные компьютерные программы, которые подчеркивают особенности звуков типа «r» и «l», чтобы они казались менее похожими. На практике проверено, что когда программа изменяет звук и продлевает его, уловить характерные отличия становится намного проще.
В конечном счете, исследования показали, что можно надеяться на успешное применение технологий в изучении иностранного языка. Например, используя то же ультразвуковое оборудование, что и для УЗИ плода, специалисты в области артикуляционной фонетики показывали изображения с положением языка, губ и челюсти и так же точно продемонстрировали механизм образования потока воздуха.
На сегодня программисты всё чаще используют при создании приложений для изучения языков данные исследований, полученные в ходе компьютерной томографии. А в Чикаго электрофизиологи предложили желающим выучить особый искусственный язык, придуманный лингвистами, а потом исследовали работу мозга. В ходе эксперимента первая группа людей учила язык по правилам, а вторая «погружалась» в языковую среду, что напоминало изучение родного языка. Как показали результаты, активность головного мозга второй группы была наиболее похожа на то, как работает мозг носителей языка.
Еще один эксперимент показал, что именно «погружение» в язык помогает лучше освоить его грамматику, при чем возраст здесь не играет значения. Самое главное – выбрать оптимальные условия для изучающего язык, приспособить ситуацию под конкретного человека.
Как бы мы не изучали иностранный язык, можно быть уверенными наверняка: у тех, кто говорит на 2 или более языках, память лучше, развивается творческое мышление и умственные способности. Также у таких людей с годами меньше риск психических расстройств и болезни Альцгеймера – к такому выводу пришли канадские ученые.

И что самое приятное, совсем не обязательно начинать изучать язык в детстве. Исследователи Эдинбургского университета доказали, что знать как минимум два языка полезно в любом возрасте, при этом не важно, когда вы приступили к изучению. Миллионы людей учат иностранный не с раннего детства: в школе, университете, во время работы – и всё равно это благоприятно сказывается на работе мозга.




Via
Photo

No comments: