Thursday 2 February 2017

Преподаем произношение: что нужно знать?


Не устаю повторять на своих занятиях о том, насколько важно произношение и что курьезные случаи неверно произнесенных слов в классе очень отличаются от тех, что происходят в реалиях жизни. Для преподавателя языков крайне важно знать нюансы фонетической системы, но, на мой взгляд, не стоит углубляться в детали, когда вы работаете у неязыковых специалистов, которым нужны быстрые навыки овладения языком для работы. Это демотивирует. Лучше рассказать и показать самые интересные и практические моменты особенностей произношения на английском языке. Я думаю, в этой заметке любой читатель найдет для себя полезности.


Произношение предполагает не только индивидуальные звуки. Сюда относятся и ударение в слове, и фразовое ударение, интонация, плавность речи – все эти компоненты являются ключевыми. Плюс ко всему, в разговорной речи некоторые слова или даже целые фразы произносятся нечетко, «глотаются». «What are you going to do?» превращается в «Whaddaya gonna do?» Тонкостями английского произношения овладеть довольно непросто, как и научиться говорить на нем без акцента. Для начала стоит обратить внимание на трудности произношения, которые препятствуют эффективному общению, особенно с носителями языка.

Часто родной язык студентов становится причиной затруднений с английским. Например, в английском звук /р/ произносится с придыханием, а в испанском – нет, поэтому когда испанец произносит слово /ріg/, не выдыхая воздух со звуком /р/, американцу может послышаться /big/. Иногда учащиеся сами могут определить проблемы в своём произношении, но нередко для этого им также потребуется помощь преподавателя. Еще одна сложность состоит в том, что студенты не всегда улавливают разницу между английскими звуками, если таковой нет в их родном языке. Например, гласные звуки в словах ship и sheep кажутся многим одинаковыми. Японцы не различают /r/и /l/, поскольку у них в языке нет таких звуков. В подобных случаях слушать на английском – очень важно. Описание положения рта при произнесении звуков поможет студентам различать едва уловимую разницу в них.

Вот несколько подсказок :

· озвончение

Если произносить звонкие звуки, ощущается дрожание в гортани. Например, /g/ - звонкий звук, а /k/ -нет, хотя положение органов речи при их произнесении одинаковое. Пускай студенты дотронутся до гортани, произнося глухие и звонкие звуки. Они должны ощутить вибрацию, произнося именно звонкие.

· придыхание

Придыхание - это звук речи, образуемый трением выдыхаемого воздуха о ненапряженные голосовые связки. Во многих языках звуков, произносимых с придыханием, намного меньше, чем в английском. Одни из таких звуков - /p/, /t/, /k/, /ch/. Как правило, они произносятся с придыханием в начале слова. Чтобы продемонстрировать придыхание, пускай студенты возьмут платок и поднесут его ко рту на небольшом расстоянии, чтобы он колыхнулся от воздуха при произнесении звуков с придыханием.

· положение органов речи

Подготовьте простые картинки, иллюстрирующие положение языка и губ. Пусть студенты понаблюдают за вашим ртом, когда вы будете произносить звуки. Затем можно предложить им воспользоваться зеркалом, чтобы посмотреть на положение своих органов речи.

· интонация

Интонации в слове или предложении можно подражать, используя казу (игрушечный духовой музыкальный инструмент) или же напевая с закрытым ртом. Это отвлечет внимание студентов от значения слова или предложения и поможет сфокусироваться на интонации.

· плавность речи

Англичане произносят фразы и целые предложения как один ровный звук, без пауз. «Will Amy go away» звучит как «Willaymeegowaway». Чтобы помочь студентам сделать их речь плавной, начните тренироваться с двух слов, постепенно добавляя всё больше. Например, возьмите «gowaway», потом «aymeegowaway» и наконец Willaymeegowaway».

· долгота звуков

Можно продемонстрировать это явление, используя канцелярскую резинку: растягивать её, показывая долгие звуки, и сжимая для коротких. Пусть студенты тоже проделают это. Например, произнося слово «fifteen», нужно растянуть резинку на звуке «ее», тогда как числительное «fifty» уже этого не требует, поскольку все гласные в нем короткие.

· слоги

Пусть студенты подсчитают количество слогов в слове и покажут правильную цифру на пальцах. Продемонстрируйте ударные слоги, громко хлопая в ладоши, и безударные, хлопая тише. Например, слово «beautiful» будет выглядеть так: громко-тихо-тихо. Потренируйтесь на словах с одинаковым количеством слогов и предложите ученикам подбирать аналогичные «узоры» (к «beautiful» подойдут слова «telephone», «Florida» и т.д.)

· особые звуки

Минимальные пары – слова, отличающиеся только одной фонемой в одной и той же позиции – такие как bit/bat могут помочь студентам различать похожие звуки. Их также можно использовать, демонстрируя озвончение (curl/girl) или звуки, которые часто путают (play/pray). Помните, что вы фокусируетесь при этом не на написании, а на произношении слов. Можно тренироваться произносить определенные звуки на скороговорках. Лучше подбирать такие, в которые слова не очень сложные.

Материалы в помощь по правилам произношения:


Sounds of English - Здесь можно найти иллюстрации и фотографии, инструкции и видеоролики.

American Acccent Training - Узнайте о наиболее часто встречающихся проблемах в произношении и о том, как с ними бороться.

Some Techniques for Teaching Pronunciation - Советы по произношению.

English is Soup: A Phonics Resource for ELS Adults - Иллюстрации для каждого звука, правила произношения; формат PDF

The Tongut Twister - Коллекция скороговорок для детей, что можно использовать и для взрослых.

Как вы работаете с произношением ваших студентов? Сколько времени, вы считаете, этому нужно уделять?



Via

3 comments:

alex liybimov said...

Хорошая статья! Good!

alex liybimov said...

Good!

Polina_K said...

спасибо за коммент!