Monday 20 March 2017

Функции языка, или не единой коммуникативной ...

 
В каждом языке свои правила. Скорее всего, любой из нас может, не задумываясь, назвать основную функцию любого языка – коммуникативная. Если не знать этого, то вероятно, что вашу речь поймут неправильно, или же, смысл, оттенок сообщения останутся неясными для вас.

Одна из задач преподавателя – ознакомить студентов с функциями языка. Без этих знаний им будет тяжело понять, как устроен язык в целом. Именно поэтому стоит обращать особое внимание на использование времён, устойчивых выражений и отдельных слов. Научить функциям языка можно по-разному, и остановимся на мнении, что функция языка в первую очередь придает речи определенное значение и оттенок.

Функции языка

С основной функцией языка мы уже разобрались – он нужен для передачи и обмена информацией. Кроме этого, с помощью языка можно:

  • пожаловаться;
  • выразить чувства (любовь, злость и т.п.);
  • убедить кого-либо;
  • дать совет;
  • спросить о чём-либо;
  • вежливо попросить о чём-либо;
  • объяснить что-либо;
  • обвинить кого-либо.
В любой из ситуаций, приведенных выше, в речи используются определенные грамматические формы. Например, модальные глаголы нужны в случае вежливого обращения к человеку с просьбой.

Сравните два предложения

May I borrow your pan?

Give me your pan!

Любая функция языка подразумевает определенную коммуникативную цель. Однако, ситуаций, в которых работает та или иная функция, может быть несколько. Например, задать вопрос «Как пройти туда-то и туда-то?» может не только заблудившийся турист, но и новичок на предприятии, который еще не ориентируется в новом здании.

3 основные функции языка

1. Информативная:
  • подтверждает или опровергает гипотезы или предположения;
  • поясняет причину чего-либо;
  • является правдивыми или ложными.
2. Экспрессивная:
  • передает ощущения, чувства, отношение говорящего;
  • вызывает определенные чувства.
3. Директивная:
  • выражает приказы, просьбы;
  • не относится ни к правдивым, ни ложным утверждениям;
  • побуждает к действию.

Как научить функциям языка

Ииллюстрируйте каждую из функций учащимся, то есть привести примеры разных коммуникативных ситуаций. Например, ученик пришел в ресторан и хочет сделать заказ. Как он обратится к официанту? Разыграйте подобные сценки на уроке.

Важно помнить:

Функции языка не работают обособленно. Скажем, любая просьба предполагает ответную реакцию. Поэтому необходимо обратить внимание на то, как реагировать в той или иной ситуации

Особую роль играет интонация. Тон говорящего и логические ударения, которые он делает, не менее важны, чем слова, которые он выбирает. Например, фраза «Could I have your attention, please?», сказанная учителем во время занятия, скорее будет звучать как приказ, а не вежливая просьба. А вот вопрос «Could I have spaghetti?», который задают официанту в ресторане, уже будет звучать как вежливая просьба.

Помните об уместности той или иной фразы. Важно учитывать обстановку, в которой происходит общение. В ресторане уместнее сказать «Could I have spaghetti, please?», а не «Can I have spaghetti?».

Нередко одна и та же грамматическая форма может использоваться для разных коммуникативных целей:

1. If you do/say anything, I will tell your parents. (угроза/предостережение).

2. I'll do the hovering, if you do the washing up. (цель: договориться).

3. I'll go to the supermarket for you. (предложение).

Также одна и та же функция может выражаться разными грамматическими формами:

1. If I were you, I'd ..... (2nd conditional).

2. Why don't you ...... (Present tense - question - negative).

3. You should / ought .... (Modal/auxiliary verb).

Ученикам можно не только предложить разыграть сценки и ситуации, но и назвать потом функции языка, которые использовались в каждом случае.

Вот несколько шпаргалок с лексикой и ситуациями для учителя, которыми можно пользоваться на занятии:

Ознакомление с чем-либо/приказы(сравните)

I'm - I am
 
It's - It is

Let's - Let us

Don't - Do not

Пример диалога

Jane: I can hear the phone.

Sean: I'm watching TV.

Student: Why does Sean say "I'm watching TV"?

Teacher: Because he's is doing it now- at the moment of speaking.

Student: But John is there - he can see that Jane is having her lunch.

Teacher: Exactly. It's happening now.

Комментарий

В данном диалоге учитель не акцентирует внимание на функциональном значении реплики Шона. В этой ситуации он оправдывается: "I'm not going to answer the phone because I'm watching TV". Здесь акцент на грамматической форме, которую использует Шон.

Базовые навыки

Понимание основных значений различных высказываний и реплик необходимо при изучении языка. Язык нужен в коммуникативных ситуациях для выражения просьбы, предложения и т.п. Слова, которые для этого используются, называют функциональными единицами. Для понимания основных функций языка учащимся необходимо тренироваться сообщать информацию, описывать её и комментировать.

В завершение, хотелось бы добавить, что знание функций языка помогает не только правильно подбирать слова и конструкции в общении, но и ознакомиться с культурой общения как таковой. Ученики не должны путать формальную обстановку с неформальной и знать, чем отличается разговор со сверстниками от диалога с официантом в ресторане или с преподавателем на уроке. Это не только поможет им усовершенствовать навыки и культуру общения, но и улучшить умение излагать свои мысли на бумаге (писать сочинения, эссе), а также пригодится во время чтения.

Каким образом вы сообщаете функции языка на ваших занятиях? Делаете ли это вообще?


Via

No comments: