Как можно усовершенствовать понимание устной речи на английском языке? В моем первом посте - несколько источников для развития речи на слух, сегодня добавлю новую статью с 5 идеями от учителя из Бангладеша Рафаеля Ахмеда.
Почему слушать важно
Стоит ли говорить о значении аудирования, если на его долю приходится 45% времени, которое люди проводят, общаясь друг с другом? Это значительно больше по сравнению с говорением (30%), чтением и письмом (16% и 9% соответственно).
И всё же учащиеся (а порой и учителя) не уделяют достаточного внимания практике аудирования. Это особенно заметно потому, что многие часто отзываются о слушании как об одном из самых трудных видов изучения языка.
Трудности аудирования для изучающих английский
Воспринимая на слух информацию, будь то разговор, лекция, или диалог на иностранном языке, человек сталкивается с некими сложностями: быстрая речь говорящего, шумная обстановка, недостаток наглядной информации, небольшой словарный запас слушателя или скудные знания по теме, неспособность различать отдельные звуки.
Как научиться лучше понимать информацию на слух?
1. Предугадайте содержание
Вы включили телевизор и видите мужчину в костюме на фоне карты, а на ней – солнце, облака, тучи. Как вы думаете, о чем пойдет речь в передаче? Скорее всего, вы услышите прогноз погоды. Вероятно, прозвучат такие слова, как «солнечный», «ветрено», «пасмурный» и т.п. В зависимости от контекста – лента новостей, лекция в университете, разговор в супермаркете – можно предугадать слова, которые при этом будут использоваться, а также стиль речи. Более того, когда мы уже знаем тему разговора, все слова, связанные с ней, «активируются» у нас в голове, то есть вспоминаются тематическими блоками.
Совет #1:
Сдавая тест по аудированию, сначала просмотрите вопросы и попытайтесь предположить, на какую информацию вам следует обратить внимание во время прослушивания в первую очередь. Вопрос, который начинается со слова «Сколько...», явно предполагает число в ответе.
2. Улавливайте суть
Представьте себя супергероем, парящим в небе. С высоты вы можете определить местность, население, здания. Во время аудирования также можно получить полное представление о чем-либо, но с одним отличием – информацию при этом вы получаете в определенной последовательности. Ключевые слова, которые раскрывают ее суть (существительные, прилагательные, глаголы), помогают сформировать целостную картину. Например, слова "еда", "друзья", "веселье", "парк" и "солнечный день" имеют свои значения, но, когда вы их слышите вместе в логической последовательности, то они помогут понять из контекста, что речь идет о пикнике.
Совет #2:
Когда вы учите слова, объединяйте их в группы с другими словами в похожем контексте. Интеллект-карты помогут в этом.
3. Определяйте слова-указатели
Подобно светофорам на дорогах в языке есть своего рода указатели, которые помогают улавливать ход мыслей того, кого мы слушаем, определять обстановку. Такие слова особенно важны для презентаций и лекций. Например, если лектор сообщает: «Сегодня мы поговорим о трех факторах, влияющих на глобальное потепление...», то в его речи явно прозвучат слова «во-первых», «далее», «в заключение». Они помогают перейти от одной части лекции к другой. Больше таких слов-указателей на английском вы можете найти в этом списке.
Совет #3:
Сгруппируйте в тетради слова-указатели в зависимости от их функций. Пополняйте списки слов по мере изучения.
4. Обращайте внимание на детали
При аудировании сконцентрируйтесь на определенных данных – числах, именах или предметах, игнорируя несоответствующую информацию В таком случае, вы сужаете поиск и останавливаетесь на необходимом. К примеру, если нужно вписать в специально отведенном поле возраст человека, то обращайте внимание на слова, связанные с возрастом ("молодой", "пожилой", "средних лет", "дата рождения" и т.п.) или на цифры, которые соответствуют возрасту человека.
Совет #4:
Во время теста по аудированию подчеркните важные слова в вопросах и решите, какие детали потребуется уточнить.
5. Предполагайте ситуацию
Представьте, что вы находитесь в ресторане в стране, язык которой вам не знаком. Вы передаете официанту кредитную карту, чтобы расплатиться, но он выражает сожаление. Даже несмотря на то что его слова непонятны, вы сможете предположить, что скорее всего, в ресторане оплата по кредитным картам невозможна. Вот еще один пример. Можно судить о взаимоотношениях говорящих, если обратить внимание на ключевую лексику их разговора:
- Том, ты выполнил домашнее задание?
- Да, сэр, но моя собака съела его.
- Плохие отговорки. Такими темпами ты никогда не сдашь экзамен!
Слова «домашнее задание» и «экзамен» указывают на то, что диалог состоялся между учеником и преподавателем.
Совет #5:
Найдите видео из популярного телешоу. Не смотрите его, а лишь прослушайте какой-либо диалог в нем. Что вы можете сказать о месте, участниках диалога и взаимоотношениях между ними? Теперь посмотрите видео. Насколько правильными оказались ваши предположения?
Все перечисленные техники лучше практиковать в комплексе. Тогда хороший результат не заставит себя ждать, и аудирование перестанет казаться непосильным заданием.
По материалам: https://www.britishcouncil.org/voices-magazine/five-essential-listening-skills-english-learners?utm_source=facebook&utm_medium=social&utm_campaign=bc-learnenglish
No comments:
Post a Comment