Sunday, 6 August 2017

О проектно-ориентированном обучении.

Миром движут проекты. Почти для любого начинания – то ли запуска космического корабля, то ли основания маркетинговой компании, ведения судебного процесса, организации выставки картин – для самых разных проектов можно подобрать многопрофильную команду и вместе воплотить задуманное в реальность.
Когда проектный подход используется во время обучения в школе, ученики получают возможность приобщиться к поиску решений практических проблем. Вместо того, чтобы абстрактно изучать, что такое здоровое питание, учащиеся могут, например, сами составить меню для школьной столовой. А на уроках истории можно не читать скучный параграф в учебнике, а самим снять документальный фильм о каком-либо историческом событии.

Проектный подход в обучении может казаться чем-то инновационным, особенно, если для выполнения заданий часто требуется использовать новые технологии. Его основные принципы были разработаны не в наши дни, и они прошли проверку временем.  

Обучение в реальных условиях

Проектно-ориентированное обучение появилось более полувека назад как практическая стратегия обучения в области медицины, инженерии, экономики и других дисциплин. В рамках этого подхода ученикам предлагается решать практические проблемы в реальных или искусственно созданных условиях. Хоть преподаватель заранее объясняет суть проблем, они, тем не менее, сложные, даже запутанные, их далеко не всегда удается быстро решить. Так, например, студенты-медики учатся ставить диагнозы и лечить реальных пациентов – этому нельзя научиться сидя на лекции. В отличие от обучения по учебникам, проектно-ориентированный метод побуждает студентов ставить вопросы и искать на них ответы.
В начальной школе проектно-ориентированное подход нацелен на усвоение базового материала путем соответствующего интенсивного, практического обучения. Проекты, как правило, не имеют каких-либо четких рамок, как проблемно-ориентированное обучение, поэтому у студентов всегда есть много вариантов того, как продемонстрировать свои знания. Практические проекты – главная цель на уроках в проектно-ориентированном обучении. Обычно они содержат вопросы, предполагающие развернутые ответы в свободной форме, и выполняя их, ученики проводят исследования и приходят к определенным выводам. Среди вопросов могут быть такие: как можно сократить выбросы парниковых газов в атмосферу; насколько вода в определенном районе пригодна для питья; как можно защитить вымирающие виды животных; как определить масштаб последствий после природных бедствий и т.п. Работая над проектами, ученики могут использовать технологии, чтобы общаться между собой, проводить исследования, анализировать результаты, что-то создавать или публиковать свои работы. Если взять урок литературы, то вместо написания эссе по книге можно сделать его в аудио-формате, разместить в блоге и дать другим пользователям возможность оставлять свои отзывы о проекте. 

В ногу со временем

Сейчас, в XXI веке, стало популярным вводить проектно-ориентированное обучение в школах. Ученые-когнитивисты усовершенствовали наше понимание о том, как мы учимся, как приобретаем опыт, как начинаем мыслить на более высоких уровнях. Различные разделы науки, начиная от нейрохирургии и заканчивая социальной психологией, занимаются вопросами оптимизации условий для обучения. На формирование опыта учеников влияет культура, социальная среда обучения и окружение.
Несмотря на то что проектное обучение охватывает самые разные дисциплины, особую ценность представляет активное обучение, ориентированное на потребности студентов. Почему этот подход более эффективный, чем обычное зазубривание информации? Большую роль играет целесообразность обучения. Выполняя проекты, ученики работают в реальных условиях, благодаря чему начинает работать принцип необходимого знания. Еще один важный фактор – мотивация. У студентов есть возможность выбрать проект и выполнять его исходя из своих индивидуальных интересов. В сущности проекты предполагают рассмотрение нескольких решений конкретной проблемы и необходимость выбора. Чтобы успешно выполнить задание, необходимо задействовать высшие уровни мышления.
Интерес к проектному обучению вызван еще новым представлением о том, что такое грамотность. Одного умения читать недостаточно, поскольку ученики должны еще и ориентироваться в информации и оценивать её. Проектный метод обучения поможет учащимся не только критически мыслить во время чтения, но и расширять и использовать накопленные в процессе чтения знания.

И наконец, данный метод особенно полезен для учеников, поскольку по окончании учебы они захотят заняться карьерой, а проектное обучение поможет развить им необходимые для работы умение решать проблемы, работать в команде, мыслить нестандартно.
Многие школы уже начали модернизировать систему обучения и ориентируются на проектное обучение. В связи с этим учителям приходится подстраиваться под новые условия преподавания. 

Новые задачи учителя

Переход на проектно-ориентированное обучение может показаться не таким уж легким. Это касается как учеников, так и преподавателей, особенно тех, кто еще не сталкивался с подобным методом и не знает, как проводить занятия по-новому. При этом учитель является уже в первую очередь руководителем, а не просто знатоком в классе. Если учащиеся заинтересовались подобной системой обучения, преподаватель должен быть во всеоружии: заручиться поддержкой администрации, родителей и коллег – они наверняка поддержат и помогут справиться с возможными трудностями.

Пока проектно-ориентированное обучение набирает обороты, продолжают поступать новые идеи касательно его усовершенствования с перспективой перехода на него всё большего количества учебных заведений.

Применяется ли в школе или курсах, где вы работаете, подобный подход? Используете ли его самостоятельно на своих занятиях? Есть ли результаты и какие?


Via
Photo

No comments: