Sunday 22 January 2017

Один из приемов обучения словарю.


В даном посте хочу поделиться приемом по обучению активной лексики для начинающего уровня. Уже всем известен тот факт, что лучше lexical approach реализуется через запоминание готовых chunks. Тем не менее, в некоторых учебниках словарь подается в формате тематических блоков (doctor, teacher, lawyer – jobs; red, blue, green – colours), что согласно исследованиям в 1990-х подтверждает свою неэффективность. 

Минусы тематических блоков

В 1993г. Томас Тинкем провел эксперимент, в котором участвовало 2 группы людей. Первой были предложены списки слов одной семантической категории, а второй – списки слов, не связанных между собой. Далее необходимо было выучить эти слова. В результате победила вторая группа, намного лучше справившаяся с заданием. Спустя пару лет, Роб Уоринг повторно провёл эксперимент, и его результаты подтвердились. В 2008 году очередной эксперимент показал, что тематическими блоками слова запоминаются хуже.


Всё дело в том, что учащиеся путают сходные слова, если учат их одновременно. Наверняка многим учителям знакома картина, когда студенты помнят выученные слова (или даже их формы, как они пишутся или произносятся) и их значения, но не умеют правильно употреблять их в определённом контексте.

Более того, распределение слов на группы не служит студентам подсказкой о том, как эти слова можно использовать. Это касается, например, лексических парадигм (объединений слов по общему семантическому признаку) – синонимов и антонимов.

Популярные семантические группы слов в учебниках

Transport
bus
bike
taxi
train
plane
van
Colours
red
blue
yellow
green
black
white
Clothes
shirt
skirt
scarf
trousers/pants
hat
Animals
cat
dog
lion
bear
elephant
Classroom objects
pen
pencil
ruler
eraser
Food
pizza
pasta
hamburger
ice-cream

Альтернативные варианты

Слова лучше запоминаются в определенных фразах или предложениях, в которых они наиболее часто встречаются.

Цвета

Оптимально выучить за один раз 3 цвета вместе с существительными:
·         blue sky
·       red dress or flower
·       black coffee

А на следующем занятии еще 3:
·         green grass
·       yellow sand
·       white snow

Возможно, для учеников жарких стран вариант white snow не актуален, поэтому его можно заменить на white clouds. White clouds можно смело сочетать с blue skyчем не наглядный пример? А сочетания red dress и green grass также могут послужить примерами аллитерации и мнемоническими приёмами.

Животные

Цвета можно смело учить вместе с животными. Опять же, лучше на занятии ознакомиться с 3-4 новыми словами.

Brown Bear, Red Bird, Yellow Duck и потом добавить:

Blue Horse, Green Frog, Purple Cat, White Dog, Black Sheep.

Одежда

На уроке можно описать одежду товарища, учителя или же свою. Выходит такая формула:

STUDENT NAME is wearing 
a shirt
a skirt
a hat









Предметы в классной комнате

К этой группе можно подключить цвета или же потренироваться на диалогах по образцу:

Have you got a(n) …  / Do you have a(n) … ?
Can I use your …?
Can I borrow your …?

Транспорт

Можно составить предложения такого типа:

I always take the bus to school / I go to school by bus

Используйте выражения:
get on/off the bus/train/plane
drive a car/van
ride a bike 

Еда

В этой группе слов часто встречаются когнаты (однокоренные слова, имеющие общее происхождение и похожее звучание в двух и более самостоятельных языках), например, «пицца» или «гамбургер». В таблице представлены варианты использования слов:

I eat
I have
I like
eggs
pasta
vegetables
            
for

breakfast
lunch
dinner
supper

Можно учить названия блюд параллельно со странами, откуда они пришли. Тогда получится нечто подобное:

Tea from China
Pizza from Italy
Wine from France
Football from Brazil
Cars from Germany
Kangaroos from Australia

Кстати, подобный подход можно использовать со студентами любого уровня сложности.

Какие у вас работающие приемы для запоминания лексико-грамматических выражений?


Via
Photo

No comments: