Некоторые преподаватели работают строго в рамках плана школы/курсов, у кого-то есть возможность дополнять учебник/программу своими разработками, но есть и те, кто создает материалы под потребности/возможности своих студентов. К последним относятся чаще всего репетиторы в "свободном плавании", которые сталкиваются с подборкой учебника как основой своих индивидуальных или групповых занятий. Так или иначе, мы делаем выбор в зависимости от того, что происходит на уроке. Используя личный опыт, я адаптировала и дополнила матрицу,
предложенную Susan Halliwell, в учебнике "Teaching English in the Primary Classroom (Longman Handbooks for Language Teachers) (ELT)". На фото один из возможных вариантов заполнения данной таблицы, где оценка варьируется от 1 - плохо до 5 - отлично. Конечно же, вопросы можно изменить, дополнить на свое усмотрение. Предложенная матрица поможет учителю яснее определить для себя сильные и слабые стороны УМК, одновременно сравнить несколько курсов и принять решение о том, какой учебник подходит для конкретного случая.
предложенную Susan Halliwell, в учебнике "Teaching English in the Primary Classroom (Longman Handbooks for Language Teachers) (ELT)". На фото один из возможных вариантов заполнения данной таблицы, где оценка варьируется от 1 - плохо до 5 - отлично. Конечно же, вопросы можно изменить, дополнить на свое усмотрение. Предложенная матрица поможет учителю яснее определить для себя сильные и слабые стороны УМК, одновременно сравнить несколько курсов и принять решение о том, какой учебник подходит для конкретного случая.
#1. О матрице
Например, благодаря Интернету у вас есть доступ к записям диалогов с разными акцентами и диалектами, поэтому вопрос D может не быть настолько актуальным, как E (идеи для уроков) или G (виды упражнений для проработки лексических/грамматических конструкций). Возможно, ваш класс переписывается с одногодками из Англии в социальных сетях, а ученики часто ездят в англоговорящие страны, то вопрос B, когда учебник предлагает варианты заданий для тренировки разговорных фраз, важнее, так как реальных ситуаций, согласно критерию A, у них и так достаточно.
В своей практике я давно определилась с двумя базовыми "любимчиками", которые вполне отвечают моим задачам и моих студентов.
- Для индивидуальных уроков с детьми мне очень нравится УМК Get Set Go! Его структура, изложение материала оказались простыми для понимания не только мне, но и моему маленькому студенту. Учебник содержит набор всех необходимых речевых конструкций, достаточное количество и разнообразие упражнений, чтобы заложить основы языка в младшей школе.
- Для групповых уроков со взрослыми мой выбор - Outcomes за концентрацию лексики на "1 м. кв.", которая используется в живом английском. Еще одним определяющим критерием для меня является тот факт, что один из авторов учебника, Хью Деллар, активно взаимодействует с ELT сообществом в социальных сетях и на мероприятиях для учителей (конференции, тренинги, воркшопы). Так что вполне понимает "болевые точки" учителя английского языка, в т.ч. и "оторванность" материалов многих учебников от реального мира.
#2. Дополнительные вопросы.
Для более точного решения в выборе учебника С.Халливел советует задать еще вопросы, например:
- Работаете ли вы в системе, которой предусмотрены определенные темы для изучения? Если да, то необходимо, чтобы учебник охватывал данные топики.
- Достаточно ли у вас своих идей для преподавания или вы полагаетесь в этом на учебник? Тогда даже невысокий балл в пункте E будет важен для учебного процесса. В некоторых учебниках есть отличный базовый материал, но, как его применять - полностью ваша прерогатива. Поэтому, если вы надеетесь только на себя в плане работы с материалами для урока, то такой курс вряд ли вам подойдет.
- Нужно ли вашим студентам покупать учебник? Тогда цена становится одним из критериев выбора УМК.
- Сколько у вас есть времени на подготовку дополнительных материалов? Понятно, что хорошее преподавание требует длительной подготовки к уроку. Но если вы понимаете, сколько материала будет реально усвоено, то, возможно, дополнительных ресурсов из учебника будет вполне достаточно. Качественно отработанные задания в умеренных объемах - намного эффективнее лавины информации из Интернета и других источников.
#3. Мнение коллег.
Вопрос о том, как выбрать учебник, основываясь на предложенной матрице, можно обсудить и обменяться опытом, мнениями с коллегами "по цеху", либо, если вы - фрилансер, задать более предметный запрос (согласно вашим приоритетам) в социальных сетях, на специализированных форумах.
Сегодня выбор УМК огромен, но ни один из них не может обеспечить полноценное взаимодействие учеников с изучением языка и межпредметных тем так, как это делает учитель. Одна из задач преподавателя - организовать процесс, создать такую микро среду, чтобы материал учебника превратился на уроке в реальный языковой и культурный обмен.
No comments:
Post a Comment